Откройте потенциал: как развить зону ближайшего развития и стать лучшей версией себя!

открой потенциал

Люди приходят на нашу Планету, пронзительными криками оповещая о своем появлении. Начинается знакомство с новой жизнью, его обитателями. На протяжении всей жизни люди обретают знания. И учатся в зоне ближайшего развития, которая в детстве определяется еще несозревшими способностями и навыками маленького человека. В дальнейшем происходят глубинные освоения всего спектра познания во взаимодействии с близким окружением и стремлением к самостоятельному изучению достижений человечества.

Что такое зона ближайшего развития.

Человек начинает получать знания, приобретает опыт и пополняет навыки в тесном контакте с родителями, воспитателями детского сада, школьными учителями и преподавателями в вузах. Ценность согласованного сотрудничества с окружающими обсуждалась в трудах педагогов XX века, когда сформировалось определение, что такое зона ближайшего развития, укрепившееся в советской педагогике.

В XIX веке термин «зона ближайшего развития» или ЗБР утвердился степенью развития ребенка, которая достигнута во взаимодействии со старшими, не отражающийся в границах самостоятельного труда. Невероятную актуальность обретает теория зоны ближайшего развития и сегодня, применительно ко всем людям, квалифицированным специалистам и тем, кто стремится освоить другую профессию.

Основные концепции этой области.

Главные постулаты концепции о зоне ближайшего развития созданы и разработаны советским ученым в сфере педагогики и психологических практик Львом Семеновичем Выготским. Теория характеризовалась разницей реального умения решать задачи и ступенью потенциального развития. Приоритет был обозначен обязательной совместной деятельностью со старшими товарищами и с одаренными ровесниками.

Лев Выготский

Существование зоны ближайшего развития является основной идеей эффективности получаемых необходимых навыков. Твердые знания являются базисом освоения более сложными умениями. Согласно теории Л. С. Выготского уже завтра ученик должен выполнять самостоятельно задания, еще вчера выполнявшего с помощью учителя. Приобретение последующего уровня открывает двери дальнейшему получению новых знаний на пути к образованности.

Смысловой контекст зоны ближайшего развития наполняет концепция «более осведомленного другого человека». Товарищ с более глубокими знаниями имеет больший круг умений, нежели только наполняющийся знаниями человек. С «более осведомленным другим» – будь то родители, педагоги или грамотный друг, происходит заполнение зоны развития. И позитивно складывается дальнейшее научение с актуализацией целей зоны ближайшего развития.

Специалисты не рекомендуют предъявлять повышенные требования к ученику. Человек, от которого изначально запрашивают больше имеющегося в багаже, начинает испытывать различные трудности. Исчезает мотивация к дальнейшему познанию, возникают негативные реакции, снижающие работоспособность.

Зона ближайшего развития в психологии.

что такое зона ближайшего развития

Совершенно очевидна необходимость присутствия учителя для изучения любого объема навыков. И тем более на начальном этапе. По мере освоения материала целесообразна практика, когда наставник постепенно вводит в программу профильный материал дополняя копилку умений. В комфортной обстановке системности, обучаемый, частично сам, достигает положительные результаты.

В теории зоны ближайшего развития основное состоит в развитии, совершенствовании логичных умозаключений в ходе учебной практики. А в термине о зоне ближайшего развития психологи рекомендуют признавать приоритет созревающего функционала уже хорошо сформированному. Искусство преподавателя увидеть и расшевелить таланты дает возможность спрогнозировать и придать верное направление дальнейшему поступательному движению образования личности.

Определяющее значение зоны ближайшего развития выражается процессом обучения в тесной связи с психологическим состоянием ученика. Подразумевалось присутствие личностных психических функций и умений, которые необходимо выкристаллизовать. И лишь когда они приняли устойчивый характер, у человека наблюдаются хорошие предпосылки к автономному образу действий.

Становление ЗБР формируется в результате улучшения качества когнитивности:

  • речи;
  • памяти;
  • перцептивных способностей – тех, которые обеспечивают связуемость внутреннего и внешнего мира с работой органов чувств.

Развиваются они системно, задачи вводятся по мере возрастания. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о главенствующей сущности обучения и последующим совершенствованием личности в сферах, где выбран свой путь реализации возможностей. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» – писал Л. С. Выготский. Научение дает начало жизни множества функций ЗБР, когда проходит в этих рамках.

Обратите внимание!
Этот период получил называние сензитивный, то есть этап наивысших возможностей эффективного развития различных сторон психики.

Откуда пришло это понятие.

понятие збр

В ходе развития человека идут процессы с физическими и умственными пределами, позволяющие усваивать сначала отдельные знания, а потом следующие. Эта идея была закреплена Львом Семеновичем Выготским. Советский ученый, впервые показал неразрывную связь психологии и педагогики. Одним из его важнейших открытий стала теория, суть которой сводится к утверждению, что обучать, ещё не значит развивать.

Особое внимание советский ученый обращал на частый промах наставника при обнаружении затруднений ученика, предложение решить его задачу по образцу. Неверный путь тормозит качество образования и процесс самостоятельного мышления. Целесообразно направить мысли обучаемого на отыскивание оригинального пути преодоления преграды для успешного исполнения задания.

Основные понятия теории зон развития.

Понятие ЗБР введено чтобы:

  • На должном уровне размежевать 2 разные в принципе, сферы эволюции: актуальную и ближайшую.
  • Зафиксировать характерные качества личности в начале онтогенеза, то есть развитие в длительном эволюционном процессе, индивидуально протекающим у разных людей.
  • Установить пути усовершенствования личности в ближайшей перспективе.
  • Утвердить главную составляющую успешного продвижения процесса обучения в совместном творчестве и труде с окружающими.

Зона ближайшего развития, по сути, логическое следствие принципа формирования высших функций психики. Сначала это происходит в процессе обоюдной работы и во взаимодействии с ближним кругом. В случае формирования психического процесса через совместный труд он и располагается в зоне ближайшего развития. Когда высшее функционирование психики сформировано и процесс приобретает форму актуального развития личности.

Структура функций ЗБР представлена в трех сферах:

  1. Зона актуального развития обозначает самостоятельные действия без поддержки извне.
  2. Зона ближайшего развития включает изучение проблем лишь с ближайшим окружением.
  3. Зона возможного или потенциального развития указывает на невозможность исполнения задач ни с наставником, ни самостоятельно.

Важно!
Родоначальник коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики, Л. С. Выготский доказал сосредоточение основного пласта образования на 2 ступени.

Когда вопросы лежат в границах досягаемости возможностей развития и принимаются, как находящиеся в «зоне ближайшего развития». Достижения и итоги эволюции характеризует уровень актуального развития на вчера. Зона ближайшего развития определяет умственное развитие завтрашнего дня.

Как установить свою зону ближайшего развития.

своя зона ближайшего развития

Зачастую повзрослевшие ребята и девчонки считают, что знают достаточно и хотят сами всего добиться. Вот и останавливаются на уровне актуального развития, без видимого  продвижения дальше.

Простой пример специалиста, владеющего теорией, достаточными источниками информации и практическим опытом. Зачастую наступает момент, когда коллеги наблюдают что неплохой специалист, словно перетаптывается на одном месте. Вывод очевиден. Настала пора определить личную ЗБР.

Поэтапный путь вхождения в свою зону ближайшего развития:

  • Согласованная совместная работа с продвинутыми сотрудниками данной сферы деятельности.
  • Взаимодействие и коллективный труд со специалистами своего уровня, только с иным подходом к проблемам и отличными от других взглядами.
  • Плодотворное взаимодействие в тесной связи со специалистами-смежниками или профессионалами, работающими на другом поприще.

Совместная работа с коллегами, наблюдение за результатом, сравнение со своими достижениями с осознанием накапливаемого опыта дают положительные эмоции в получении знаний и открывают новые горизонты, расширяющие кругозор. Только с помощью социализации можно выдвигаться в собственную зону ближайшего развития.

5 шагов, которые помогут найти личную ЗБР:

  1. Учитывать наиболее трудную и актуальную проблематику текущего момента.
  2. Реальный анализ ситуации, в которой осуществляется деятельность.
  3. Здравая оценка своего психологического состояния. Поможет использование различных психологических тестов-опросов.
  4. В зависимости от результатов необходимо определить внутреннее умение: навык проживать чувства, умение справляться со стрессами, которые позволят подняться в развитии на ступень выше.
  5. В итоге следует найти способы овладения этим умением.

Сразу создается впечатление, что сделать эти 5 шагов невероятно трудно. Но реальность показывает, что это почти всегда довольно легко. Простые вещи, которые человек совершает автоматически, характеризуют уровень актуального развития на примере элементарного правила одеваться теплее зимой и замечать насколько холодно или уютно организму.

Самостоятельное обучение и развитие.

Мышление, актуальный уровень развития живущего в обществе человека развивается, даже если никто этим вопросом специально не занимается. По мере взросления люди решают насущные вопросы быта, самостоятельно себя обслуживают. Вот только выбор своего предназначения у человека с низким уровнем притязательности очень узок. Как следствие, выбирают путь исходя из принципа «что попроще» – либо дворник, ну можно и в грузчики.

С приходом в сегодняшнюю жизнь высоких технологий, методик теория зоны ближайшего развития приобретает небывалую актуальность. Важнейшие положения ЗБР используют в повсеместном образовании и в обретении новой профессии людьми разного возраста в процессе самообразования или на многочисленных обучающих курсах, вебинарах.

саморазвитие
Реклама. ИП Яковлев Роман Николаевич, ИНН 390700727100. ERID: 5jtCeReNwy8hcmciAWhUfKu

Применение зоны ближайшего развития для собственного обучения и развития.

Вовлечение обучающего в зону ближайшего развития определяется присутствием грамотного сведущего товарища. Вариант обеспечения ученика различными тематическими инструкциями или демонстрацией на практике правильных действий. Воспитанник успешно овладевает знаниями, совершенствуется в полученных навыках. Далее наступает этап, когда помощь подходит к минимуму и ученик переходит к дальнейшему самостоятельному научению.

Как ЗБР применять:

  1. Четко отметить задачи, которые не разрешимы в самостоятельном выполнении.
  2. Найти «осведомленного другого», чтобы научиться в тесном сотрудничестве.
  3. Организовать взаимодействие в социуме для успешного усвоения компетенций.
  4. Системно наращивать ЗБР, усложняя проблемы.
  5. Постоянно корректировать зоны потенциального развития.

Концепцию «более осведомленного другого» Л.С. Выготского продолжил американский психолог Джером Брунер. Ученый пополнил теорию ЗБР новым определением «скаффолдинг», означающий систему помощи более осведомленного человека в получении новых навыков:

  • поступки или действия;
  • механизмы, инструментарий;
  • возможности;
  • установки;
  • психологическое содействие.

В ходе развития изучаемой проблемы необходимость в скаффолдинге начинает ослабевать. Активная фаза движения из ЗБР переходит в актуальную зону.

Как важны промежуточные шаги на пути к цели.

как важны промежуточные цели

Психологи в своей практической деятельности сталкиваются с клиентами, которые находятся на распутье в определении зоны ближайшего развития. Это часто касается области семейных отношений. Женщина боится, что муж от нее уйдет. Это толкает ее на поступки, разрушающие отношения между супругами. Возникает пресловутый замкнутый круг.

Психолог беседует с женщиной и выясняется, что муж, по сути, единственный близкий человек. Именно на нем завязаны все потребности, а все остальное лишь замерзшие остовы. Терапевт человеческих душ помогает мечущейся женщине найти и привнести в повседневную совместную жизнь мелочи, наполняющие радостью. На консультациях ей предлагается не зацикливаться на потребностях мужа, а прислушиваться к себе, думать о своих желаниях.

Постепенно женщина спокойнее относится к отдалению от нее людей. В ее жизни случаются новые приятные знакомства, появляются подруги и единомышленники. Когда созревает способность женщины удерживать дистанцию, муж начинает осознавать необходимость жены в его жизни. Наступил момент движения супруга навстречу новым отношениям в семье.

Этот случай и есть наглядный пример. Что достижение конечной цели невозможно, если не совершать промежуточные шаги в зоне ближайшего развития. Из этой жизненной ситуации видно насколько важно чувствовать, понимать и учиться делать определенные поступки в своей жизни. В данном случае с помощью другого – психолога.

Применение на практике.

зона ближайшего развития на практике

Познавать мир люди начинают в детстве через наблюдения, копирования поведения взрослых. Этот процесс предполагает тесную связь детей и со сверстниками, ведь ребенок адаптируется к обучению успешнее и результативнее во взаимодействии с окружающими. Путь от неизведанного к известному невозможно, порой, преодолеть в одиночку. Все новое в жизни человека доминирует над имеющимися знаниями, умениями и внутренним потенциалом.

Факты, которые дают понимание, чем определяется зона ближайшего развития на практике:

  • феномен зоны ближайшего развития кроется в динамике, движении вверх по ступеням по мере овладения знаниями и совершенствованием навыков;
  • педагоги используют гибкость зоны ближайшего развития обеспечением стимула к повышению формата умений, открывая у ребенка различные таланты;
  • наставники активизируют процесс обучения с легкими задачами, и ученик запросто справляется сам, но преподаватель остается поблизости если будет необходима поддержка.

Например, ребенку знакомы основные цвета, различает круг от прямоугольника и с легкостью находит красный шар и голубой кубик. Когда взрослый вступает в игру, то малыш может самостоятельно разложить зеленые мячи в одну сторону, а желтые в другую. Если же ребенок не знает, как называется цвет предмета, а разбирается лишь в форме, то окажутся в одном месте одни фигуры разных цветов.

До той поры, пока знание цветовой принадлежности не находится в зоне актуального и ближайшего развития ребенок не справляется с проблемой один на один. В дальнейшем процессе познания обязательно усложняются. Предложить ребятам раскладывать отдельно шары, конусы и предметы разного цвета.

Заключение.

Практические психологи отмечают заманчивость феномена ЗБР взрослого человека тем, что он уже имеет право выбора. Самодостаточная личность может применять свой опыт. И получать другие компетенции в тех сферах жизни, которые хочет освоить именно сейчас. В контексте саморазвития личности именно понятие «зона ближайшего развития» следует применять, поскольку наделено положительным смыслом.

Даже если человек не знал или не задумывался о существовании термина «зона ближайшего развития», эта территория существует в жизненном пространстве. Знания о теории, принципах зоны ближайшего развития и умение применять на практике ее основные положения помогают успешному обучению и личностному росту человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: